Что выбрать Бюджет Cash Flow или Бюджет P&L?

Этот вопрос возник, когда мы помогали в оптимизации системы бюджетирования одному предприятию. Дело в том, что директор данного предприятия не имел экономического образования и поэтому не мог понять, почему Бюджет Cash Flow (далее по тексту CF) собирается исключительно на информации по движению денег и не включает в себя информацию по отгрузкам. Поэтому существующий бюджет предприятия выглядел как смесь двух бюджетов и ТОП-менеджмент никак не мог понять прибыльно или убыточно предприятие, на основе имеющегося бюджета. Давайте, попробуем рассмотреть оба вида бюджета и понять в чём разница. 

Что собой представляет CF  

Для начала разберемся, что из себя представляет CF, какую информацию он нам дает и как она в нем отражается. Схематически CF разбивается на две части – Поступления и Выбытия, с обязательной информацией о входящем и исходящем денежном остатке. В бюджете P&L вы никогда не увидите информацию о денежном остатке - это основная особенность CF.  Первый раздел Поступления на каждом предприятии отражается по-разному, всё зависит от детализации. Как пример, все поступления денег можно разбить по:

  • Видам деятельности – основная, финансовая, инвестиционная;
  • Направлениям деятельности – товарная продукция, услуги, продукция собственного производства, поступления от курсовых разниц, поступления от продажи ОС и т.д.

Второй раздел, пожалуй, у всех предприятий самый массивный, так как он касается расходов денежных средств. Детализация расходов зависит от масштабов деятельности, но практически никогда не бывает  укрупненной. Основную разбивку можно сохранить, как и в Поступлениях, что в дальнейшем может упростить анализ бюджета. Так, например, можно будет подсчитать какой именно вид деятельности сформировал наибольший денежный поток, а какой дал наибольший положительный результат (профицит бюджета) или наоборот наименьший результат (дефицит бюджета). Что касается набора самих статей расходования денежных средств, то как говорилось выше - их много не бывает. Главное - это избегать двойной трактовки и, желательно четко расписать в какой статье расходов мы что учитываем, чтобы один и тот же платеж не был, впоследствии, разнесен по разным статьям в разный период времени. Ну, например, оплата за проезд в такси - в этом месяце мы отнесли на статью “Оплата транспортных услуг”, а в следующем “Представительские затраты”.

Что касается метода заполнения данной формы. Информация в данный бюджет вносится только относительно планового и фактического движения денежных средств.  

Бюджет о доходах и расходах - основное отличие от CF

 Теперь  рассмотрим формат и метод заполнения Бюджета P&L (далее по тексту P&L).

Формат P&L также схематично делится на две части - Доходы и Расходы. Но здесь уже нет Входящего и Исходящего остатка денежных средств. Названия Статей доходной и расходной части P&L могут абсолютно или с большой точностью совпадать с названиями статей CF. Но метод заполнения здесь будет другой. Кроме того, в формате данного бюджета уже будут промежуточные итоги в виде - прибыли/убытка от основной деятельности, от финансовой и в итоге бюджета будет прибыль/убыток от деятельности предприятия в целом. Заполняется P&L по методу начисления доходов, то есть данный отчет не привязан к поступлению денежных средств, а привязан к моменту признания дохода/расхода. За определением этого момента необходимо отправится к Учетной политике предприятия. Здесь надо сделать оговорку - если на предприятии бюджеты формируются на основании данных бухгалтерского учета, то момент признания доходов/расходов будет описан в Учетной политике по бухгалтерскому учету. Если же предприятие для построения бюджета использует информацию из управленческого учета, то тогда необходимо пользоваться Учетной политикой по управленческому учету.

Чтобы лучше понять различия в методах заполнения данных бюджетов рассмотрим ситуацию, когда у нас поступили деньги на расчетный счет, как предоплата за товар. Данную операцию мы отразим в CF в Разделе Поступления, а вот в P&L мы ничего не отразим. Далее мы отгружаем товар – теперь мы отразим доход в P&L и себестоимость данной отгрузки, также сможем подсчитать маржу по данной операции, а в CF ничего не отразим, так как движения денег не было. Важно, в данном случае понимать, что в реальной жизни между этими двумя событиями время может измеряться, как днями, так и месяцами. Все зависит от специфики деятельности предприятия. Например, предоплата за товар поступила в январе и её мы благополучно тогда же и потратили, а вот прибыль от сделки смогли подсчитать только в марте, когда отгрузили товар и у нас сформировалась себестоимость отгруженного товара. В итоге, в январе у нас на расчетном счету есть деньги (это поступившая предоплата) и по бюджету CF всё замечательно, а по бюджету P&L нет прибыли. Она там появится только в марте, когда в CF уже не будет поступлений. 

CF нам дает информацию о движении и наличии денежной массы на счетах и в кассах предприятия. Входящий и исходящий остаток по бюджету должен быть равен сумме остатков денег на всех счетах и во всех кассах предприятия, на дату составления Бюджета. А P&L дает нам информацию о прибыльности нашей деятельности. И, хотя статьи бюджетов перекликаются, но смысл в них заложен разный. Важно понимать, что приход выручки на расчетный счет не дает нам достаточно оснований для определения всего объема затрат, которые пошли на получение этой выручки. 

Для полной картины деятельности важно иметь эти два бюджета. Нельзя сказать, что CF важнее P&L, так как каждый из них характеризует деятельность предприятия со своей стороны. Хотим отметить, что ни в коем случае нельзя их соединять. То есть нельзя в CF отражать операции по начислению дохода (отгрузка) и по движению денег одновременно. Это приведет к полной потере контроля над ресурсами Предприятия.

Отметим важность и необходимость еще одного бюджета -  Баланс (BS). Многие считают, что имея в наличии CF и P&L они получают полную картину о состоянии дел. Но мы бы сказали, что они получают полную картину о движении дел, а вот об остатках от этих движений они информацию не имеют. Баланс – это некий итог на определенную дату, когда всё замерло, и мы подсчитали, что же у нас осталось. Поэтому, чтобы действительно понимать каково финансовое положение предприятия, необходимо иметь CF, P&L и BS.