Управленческая отчетность. Часть 2

В предыдущей статье “Управленческая отчетность. Часть I” мы рассмотрели возможные форматы трёх отчетов CF, P&L, BS. Но до их создания необходимо ещё проработать и утвердить множество менее крупных отчетов. Эти отчеты связаны с затратами и доходами предприятия. 

Чтобы понимать минимально необходимое количество данных отчётов проще всего ориентироваться на оргструктуру предприятия. По существующим на предприятии подразделениям (отделам) можно распределить отчеты следующим образом:

  • отчёты по обслуживающим подразделениям (бухгалтерия, хозотдел и т.п.);
  • отчёты по отделам производства, закупки (цеха, производственные отделы);
  • отчёты по отделу сбыта.

Такое разделение сделано для удобства применения разных форматов отчётов. Ещё раз хотелось бы акцентировать внимание на том, что представленные в этой статье форматы не являются единственно правильными форматами. Они служат лишь примерами, которые можно и нужно дорабатывать и изменять под специфику предприятия.

Итак, у обслуживающих отделов  в бюджете будут представлены затраты этих отделов.   Пример показан в Таблице 1

Таблица 1

СТАТЬИ

январь

февраль

март

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Аренда офисов

           

Заработная плата и налоги по ней

           

Содержание офиса (эл-во, вода)

           

Расходы на содержание офисной техники

           

Услуги связи, Интернет

           

Канцтовары

           

Хозяйственные расходы

           

Услуги банка

           

Возмещение топлива админаппарату

           

Затраты по содержанию авто (админаппарата)

           

Представительские расходы

           

Юр.услуги, взносы, штрафы

           

Далее мы можем собрать расходы отделов закупки или производства. В зависимости от объемов предприятия расходы на закупки товара можно включить в отчет расходов по отделу закупки либо вывести в отдельный отчет. При выводе в отдельный отчет, отчет по расходам отдела закупок в принципе ничем не будет отличаться от отчета по расходам любого обслуживающего отдела. Если же соединить, то необходимо определиться с максимальной детализацией закупаемого товара либо сырья. Например, возможно не перечислять весь ассортимент, возможно можно его укрупнить до категорий (групп и т.п.). Что касается вида отчета расходов по производственному отделу, то здесь будут выделены две основные группы расходов - Прямые и ОПР (общепроизводственные расходы). Пример отчета по расходам производственного отдела представлен ниже:

Таблица 2

СТАТЬИ

январь

февраль

март

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Прямые расходы

           

Заработная плата работников + Начисления на ФОТ

           

Материалы

           

Энергоресурсы

           

Прочее

           

Общепроизводственные расходы

           

Аренда помещения

           

Заработная плата и налоги по ней

           

Содержание помещения (эл-во, вода)

           

Расходы на содержание офисной техники

           

Услуги связи, Интернет

           

Канцтовары

           

Хозяйственные расходы

           

Прочие расходы

           

Стоит акцентировать внимание на то, что отчет по расходам производственного отдела - это всегда производственная себестоимость произведенной продукции. И в отчёте P&L она не отражается, так как там отражается - себестоимость реализованной продукции. Однако, данные расходы будут участвовать при построении плана CF, так как именно на основании данных о необходимых расходах на производство продукции мы сможем построить отток денежных средств в отчете СF.

Зачастую именно отдел сбыта отвечает за продажи на предприятии, поэтому расходы этого отдела можно было бы соединить с данными по продажам. Однако, следует учесть, что расходы самого отдела не могут влиять на маржу продаж. Маржа продаж неизменно состоит из разницы между продажной стоимостью и себестоимостью реализованной продукции. Расходы отдела сбыта не входят в себестоимость реализованной продукции.

Таблица 3

СТАТЬИ

январь

февраль

март

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Продажи

           

Доход от реализации продукта А

           

Себестоимость продукта А

           

Маржа продукта А

           

Расходы отдела сбыта

           

Аренда помещения

           

Заработная плата и налоги по ней

           

Содержание помещения (эл-во, вода)

           

Расходы на содержание офисной техники

           

Услуги связи, Интернет

           

Канцтовары

           

Хозяйственные расходы

           

Прочие расходы

           

Себестоимость реализованной продукции мы можем брать из данных складского учёта. Если на предприятии был принят метод учета списания товара по средневзвешенной, то стоимость отгруженного товара будет определяться по усредненной учетной цене. Если метод ФИФО, то по цене партии первой по поступлению на склад.