Управленческая отчетность. Часть 1

Начинающим финансистам или директорам, чтобы собрать результаты деятельности своих предприятий зачастую нужна рыба отчетности, именно управленческой отчетности, которая бы помогла правильно и объективно оценить финансовое положение и результаты работы. В большинстве литературы именно этой рыбы и нет. Это объясняют особенностью деятельности каждой фирмы, что необходима индивидуальная настройка - это всё да, но несколько унифицированную форму по аналогии с бухгалтерским учётом всё же можно создать. В следующем цикле статей мы попытаемся кратко определить главные виды отчетов и процесс построения бюджетирования на предприятии.

Для начала определим цели отчетов. При начале построения любой системы главное не уйти в дебри. Очень часто приходится сталкиваться с целой кучей отчетности, которая по итогу ничего не контролирует и не несёт никакой важной информации, вследствие изменения бизнес-процесса либо морального старения самой отчетности. Но масса людей с завидным постоянством продолжает тратить время на её заполнение, хотя в случае не получения менеджментом данной информации, это никак не отразится на деятельности компании.

Итак, цель любой отчетности - это краткая информационная справка в цифрах о состоянии активов либо обязательств предприятия. Информация в отчетности может быть плановая - расчеты на будущее, либо фактическая - отражается то, что уже произошло. Любая отчетность - это цифровое отражение итогов бизнес-процессов, как внутри предприятия, так и вовне. Бизнес-процесс по работе бухгалтерии в отчетности отразится затратами на содержание админперсонала, оптимизация документооборота приведёт к оптимизации затрат на содержание админперсонала, то есть это отражение в управленческой отчетности внутреннего бизнес-процесса. Бизнес-процесс по продажам или закупкам и отчетность по их результатам - это отражение внешнего бизнес-процесса. Таким образом, чтобы правильно построить отчетность надо правильно определить полный перечень бизнес-процессов, тогда отчетность будет содержать всю финансовую информацию и будет объективной. Если отчетность будет построена на неполном перечне бизнес-процессов, то для анализа у вас будут не объективные данные, и решения вынесенные на основании таких данных будут заведомо ошибочны.

Пользователями управленческой отчетности могут быть менеджеры разных уровней, финансисты и экономисты, руководители подразделений. В зависимости от уровня предприятия - это может быть один человек либо десятки людей. Вне зависимости от количества пользователей у каждого вышеперечисленного пользователя будут свои требования к информации, содержащейся в управленческой отчетности. Поэтому разрабатывая управленческую отчетность мы должны ориентироваться на бизнес-процессы и пользователей. Правильно определив полный цикл бизнес-процесса мы дадим максимальную информацию по нему, а понимание конечного пользователя даст нам ответ в какой форме подавать данную информацию. И самое главное, отчет не должен быть перегружен информацией. Именно поэтому систематически надо пересматривать управленческую отчетность на предмет того - а нужна ли ещё эта информация? не является ли она уже лишней? влияет ли эта цифра на принципиальное принятие решения пользователем? Если ответы на все эти вопросы будут максимально честными, то ваша управленческая отчетность всегда будет носить актуальный характер, а главное - всегда будет удобна в использовании.

Управленческая отчетность, как и бухгалтерская или статистическая может состоять из различного набора отчетов, но вершиной всех этих отчетов были есть и будут - Отчет о прибылях и убытках, Баланс и Отчет о движении денежных средств. Эти отчеты включают в себя все бизнес-процессы предприятия, как внутренние, так и внешние. Они дают информацию “ в целом”, если мы говорим о факте или дают ориентир на будущее, если говорим о плановых показателях (подробнее о смысловой нагрузке данных отчетов читайте в статье “Что выбрать Бюджет Cash Flow или Бюджет P&L?”). Поэтому статьи данных отчетов должны содержать только наиболее важные для вас статьи, в конце данной статьи приведены примеры трех отчетов. Вам важно проанализировать указанные статьи, определить для себя насколько они подходят для деятельности именно Вашего предприятия и, на базе примеров, разработать “под себя”.

Но, для работы в повседневной деятельности компании нужны более подробные отчеты, которые освещают только определенные бизнес-процессы и, которыми сможет пользоваться только определенный круг пользователей. Создание и примеры, которых мы рассмотрим в следующих статьях.

Пример CF

Пример БДРПример Балансового отчета